Правила русского языка последний раз менялись больше полувека назад, а всё равно, куда ни глянь — разночтения. В учебнике русского языка слово написано одним образом, в Интернете другое правописание, а на вывеске в магазине вообще третье. Учителям русского языка изо дня в день приходится отвечать на вопросы учеников о том, кому верить. «Новая Эра» попыталась разобраться, почему так происходит и как оставаться грамотным.

Алёна Сагина преподаёт русский язык в школе № 67 Екатеринбурга. Рассказывает, что старшеклассники учебнику не очень-то доверяют. Порой приносят распечатки текстов из Интернета, книги и спрашивают: почему здесь слово пишется не по правилам? И каждый случай приходится объяснять.

— Сверяйтесь со справочником Розенталя и словарём Ожегова, — советует она ученикам.

Как правило, разночтения связаны исключительно с неграмотностью авторов. Некоторые рекламщики нарочно допускают в вывесках ошибки, чтобы привлечь внимание аудитории. Так что по плакатам учиться русскому языку ни в коем случае нельзя. Единичные исключения — случаи авторской пунктуации. С весомыми аргументами в виде книг Розенталя и Ожегова Алёна Сагина находит ответ на любой вопрос. Ей ученики могут доверять ещё и потому, что их учитель стал одним из самых грамотных людей страны. Не так давно в восьмидесяти городах мира прошла всеобщая проверка грамотности — «Тотальный диктант». С поправкой на часовые пояса все желающие могли прийти в ближайший вуз и под диктовку филологов написать текст, который тут же и был проверен. Диктант составил современный писатель Захар Прилепин. Прочитать его и оценить свои силы можно на сайте проекта.

Текст состоит из трёх частей. Первую писали в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Вторую — в Западной Сибири, Казахстане и на Урале, а третью — в европейской части России и странах зарубежной Европы.

Проверить грамотность решились 14,5 тысяч человек разных возрастов и только 80 получили «отлично», то есть допустили одну пунктуационную ошибку. Двое из этих людей живут в Екатеринбурге — это Алёна Сагина и ещё один учитель русского языка Валентина Миняева. На «четвёрку» можно было допустить суммарно четыре ошибки (орфографические и синтаксические), на тройку — восемь ошибок. Но больше шестидесяти процентов писавших получили «двойки».

Валентина Ивановна Миняева сейчас на пенсии, но всю жизнь преподавала русский, в том числе как иностранный язык. Она уверена, что самые надёжные учебники, с которыми нужно сверяться в случае сомнений, — это, кроме Розенталя, книги старых лет Крючкова, Бархударова, Грекова.

— Русский язык не меняется, — напоминает Валентина Миняева всем, сомневающимся в правописании. — Последняя реформа русского языка была в 1956 году. Поэтому самый надёжный справочник для школьников и студентов, педагогов, журналистов, редакторов и всех, кто работает со словом, — тех времён. Сегодня меняются только уровень знаний и отношение к литературе. Отсюда и неграмотность.

Профессор Уральского федерального университета, филолог Марина Голомидова считает, что оставаться грамотным помогает чтение, а также тренинги в специальных печатных изданиях и на специализированных сайтах, вроде totaldict.ru и gramota.ru.

— Я бы сказала, что отнюдь не Интернет сегодня увеличивает риск снижения грамотности. На самом деле в Интернете, помимо межличностного общения, можно найти многое: и публицистику, и художественные тексты. Риск снижения грамотности, на мой взгляд, скорее связан с тем, что школьному образованию в настоящее время приходится преодолевать много трудностей, которые заданы извне. Учитель отвлекается на то, чтобы подстроиться под новые реформы, у него остается меньше времена, чтобы каждого из своих подопечных вывести на должный уровень грамотности. Однако ситуация далеко не катастрофична. Среди школьных учителей немало настоящих профессионалов, которые не только обучают тому, что требует школьная программа, но и умеют пробудить интерес к чтению и к своему родному языку. Объективный показатель такой работы — значительное количество участников ежегодных конкурсов и олимпиад. Даже подготовка к ЕГЭ — это инструмент, который на школьном этапе позволяет стимулировать школьников повышать культуры своей устной и письменной речи.

«Отличница» «Тотального диктанта» Валентина Миняева считает, что языком нужно заниматься постоянно, тренировать и проверять себя. Иначе какие-то правила, плохо выученные в школе, могут забыться. Начинаешь колебаться, ошибаешься, а писать и говорить грамотно — своего рода марка хорошего тона. Для делового человека — это часть репутации.

Учитель русского языка Алёна Сагина считает, что не надо стесняться проверять свои знания, в том числе публично. Например, на «Диктант» ученики пошли вместе с ней. То, что результаты будут выставлены в Интернете, их не испугало. Им просто захотелось проверить себя. И, к слову, среди «хорошистов» в Екатеринбурге немало молодёжи, студентов и старших школьников. Исключение, пожалуй, составил только один молодой человек лет пятнадцати: 91 орфографическая и 33 пунктуационных ошибки. Это при том, что в тексте диктанта всего 306 слов.

Среди самых юных участников проекта — ученики младших классов «Гимназии» Новоуральска. Им текст диктовала учительница Светлана Новокрещинова и проверяла сама — по тем правилам, которые ребята уже изучили. Из 11 человек семь справились на «пятёрку», остальные на «четыре». Но в награду за «смелость» все получили «отлично» в классный журнал.

Источник: http://www.oblgazeta.ru