Запуск вместо хосписа паллиативного отделения Свердловского областного онкодиспансера встревожил не только «Нейву», но и наших читателей. Продолжая держать руку на пульсе событий, происходящих в Верх-Нейвинском, мы можем сказать, что пока до полного разрешения проблем далеко, хотя само по себе отделение более-менее успешно работает даже в нынешней непростой ситуации.

Напомним, второго ноября в посёлке было запущено в эксплуатацию паллиативное отделение областного онкодиспансера, которое при открытии именовали хосписом, хотя, как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Вся Свердловская область с начала запуска проекта ждала, надеялась и верила, что вот наконец-то у нас появится место, где больные в крайних стадиях онкологии или сахарного диабета могут достойно уйти из жизни. Родственники потенциальных пациентов обрывали телефоны верх-нейвинской поликлиники, врачей будущего хосписа. Оказалось — впустую. «Куда ушли бюджетные миллионы?!» — задают справедливый вопрос на сайте «Нейвы» наши читатели, а резюмируя ситуацию, добавляют: «Кому нужны раковые больные? Они же на выборы не ходят. Потребителями давно не являются. Политикой не интересуются. И вообще со дня на день помрут — что с них взять-то. Принципы гуманизма давно забыты!»

С другой стороны, как уверял на открытии министр здравоохранения области Аркадий Белявский, никаких проблем, препятствующих деятельности отделения, нет. Однако известно, что на момент его запуска далеко не весь спектр работ был завершён. В частности: не была принята пожарная сигнализация; не был заключён договор с организацией, обслуживающей лифты; не был укомплектован штат сотрудников; отсутствовала лицензия на хранение наркотических веществ; не работало трупохранилище.

Когда буквально спустя несколько дней после открытия умер первый пациент, руководство онкодиспансера обратилось за помощью к врачу Олегу Кинёву, который «от» и «до» строил хоспис и которому перед самым открытием сказали: «Увольняйся!» Кинёв не отказал, обратился в ЦМСЧ-31, и вскоре был решён вопрос о взаимодействии в этом направлении. Кстати, трупохранилище в паллиативном отделении до сих пор не введено в эксплуатацию. И в этой ситуации нашу медсанчасть стоит отдельно отметить за то, что она готова помогать отделению и при необходимости принимать тела умерших пациентов даже независимо от территориальной принадлежности. «Если возникнет такая необходимость, тело на сохранение возьмём, не откажем», — подчеркнул начальник ЦМСЧ-31 ФМБА России Андрей Морозов.

Также вскоре после запуска в отделении сломался лифт. Но кто его будет ремонтировать, если директор областного онкодиспансера Вячеслав Шаманский не подписал договор с НПО «Энергия», монтировавшим лифт и обслуживающим его? Но «Энергия» — вполне гуманная организация, не играющая судьбами и здоровьем людей. Лифт отремонтировали. А договор с ней таки подписали, но почему-то краткосрочный — лишь до 15 января 2013 года.

По мнению Елизаветы Глинки, пристально следившей за ходом строительства хосписа, не раз приезжавшей в Верх-Нейвинский, встречавшейся и с Шаманским, и с Кинёвым, минимум для Свердловской области — пять-шесть хосписов (в среднем на 25 мест). Нашей области до этой цифры по-прежнему далеко.

Но всё вышесказанное — малая часть ситуации напряжённости вокруг отделения. Не прошло и трёх недель после запуска в эксплуатацию, как выяснилось, что местный Роспотребнадзор не давал положительного решения на открытие! На запрос в это учреждение одного из депутатов Законодательного Собрания Свердловской области исполняющий обязанности главного государственного санитарного врача в Кировграде, Верхнем Тагиле, Невьянском районе и посёлке Верх-Нейвинском Наиль Газетдинов сообщил следующее: «По имеющимся данным, в Кировградский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» поступила заявка на проведение экспертизы о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям при размещении указанного хосписа. По результатам проведения экспертизы было выдано отрицательное экспертное заключение (о несоответствии СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»)». Он также подчеркнул, что «направить ответ в адрес заявителя не представляется возможным из-за отсутствия о нём данных». Ну нет такого учреждения, как хоспис, нет адресата, что тут поделать!

Открытым на сегодня остаётся и вопрос с занятием должности заведующего отделением. Она до сих пор вакантна. А меж тем Росздравнадзор уже выдал заключение, что у Кинёва, за плечами которого семь лет руководства неврологическим отделением в госпитале для ветеранов войн на Широкой речке, нет никаких противопоказаний для работы в этой должности.

— Руководством онкоцентра от них был получен ответ, что никаких противопоказаний нет, — могу работать, где хочу и где примет руководитель, — подчеркнул Олег Кинёв. — Я знаю, что при этом на Росздравнадзор пытались давить, но он не поддался.

Насколько актуально для ЦМСЧ-31 ФМБА России наличие под боком паллиативного отделения и открытие собственных подобных коек, пояснил «Нейве» начальник медсанчасти Андрей МОРОЗОВ:
— Учитывая, что, в принципе, коек паллиативного лечения в медсанчасти, пожалуй, что и нет, а хосписных коек тем более, мы планируем направлять в посёлок жителей нашего города, нуждающихся в этой медицинской помощи. Что касается открытия собственного направления паллиативного лечения, то это вопрос непростой. Сейчас медсанчасть организует свою работу по двум направлениям — выполнение программы гарантий субъекта РФ и выполнение государственного задания, которое нам дается из Федерации. Ни там, ни там коек паллиативного лечения нет. Их никто не финансирует. Но в настоящее время, после выступления министра здравоохранения РФ Скворцовой, намечено открывать реабилитационные и паллиативные койки во всех лечебных учреждениях. Под них будет даваться либо госзадание, либо они будут входить в программу госгарантий. Тогда у нас и появится финансовая возможность эти койки открывать. Ну а то, что это необходимо, все понимают.

Надо добавить, что параллельно в обстоятельствах дела сейчас разбираются и Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, и прокуратура. Есть надежда, что разобраться помогут и на самом верху. 21 ноября ситуацию озвучила Владимиру Путину одна из инициаторов верх-нейвинского хосписа, член Совета по правам человека при Президенте РФ Елизавета Глинка. В том числе и о том, что Кинёва по всем признакам просто выдавливают, и о том, что были выделены немалые бюджетные средства на постройку хосписа, а получили паллиативное отделение. Пока о каких-либо действиях власти по итогам этой встречи информации нет. Но здесь стоит добавить, что небезызвестный бизнесмен Михаил Прохоров, находящийся в курсе ситуации, принял собственное решение о помощи и сказал Елизавете Петровне, что готов финансировать строительство реального хосписа.

Иными словами, история сейчас выглядит как клубок сомнительных интриг, в котором по чьей-то прихоти ломается профессиональная карьера врача, свердловчане не получили того, что хотели, а более половины коек, содержащихся на бюджетные деньги, простаивают пустыми. Почему простаивают? Потому что хоспис строился для больных с различными диагнозами в направлениях онкология и сахарный диабет. Но поскольку это, во-первых, не хоспис, а во-вторых — отделение онкоцентра, там сейчас проходят курс лечения менее десятка онкологических больных.

При всём этом надо отдать должное медикам отделения, собранным Кинёвым и по достоинству оцененным заместителем директора онкодиспансера Дмитрием Емельяновым, около месяца проработавшим в должности и.о. заведующего отделением. Если попытаться абстрагироваться от ситуации с отсутствием хосписа, разрешением Роспотребнадзора, увольнением, прокуратурой и так далее, то мы увидим, что даже в таких условиях они работают на высоком уровне. Например, в отсутствие наркотиков (поскольку нет лицензии на их хранение в отделении) качественно снимают боли болеутоляющими препаратами. Мягко выводят с наркотической иглы тех, кто уже не представляет жизнь без трамадола, просидола и подобных препаратов. Но, наверное, иначе и быть не может, ведь здоровье людей — не поле для интриг.

Юрий ДОРОНИН
Фото автора

Источник: http://www.neyva-news.ru