Хищникам, которые охотятся, загоняя добычу, и тратят на это много сил, необходим какой-то общий критерий, позволяющий заблаговременно оценить, по зубам ли им намеченная жертва. По мнению специалистов Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН, плотоядные во время охоты ориентируются на «запах» стресса, исходящий от животного. К такому выводу учёные пришли, наблюдая, как борзые собаки преследуют зайцев-русаков (Lepus europeus).

Борзые – единственная группа пород домашних собак, которые самостоятельно преследуют и ловят добычу, подобно диким псовым. Конечно, охота борзых не полностью идентична охоте вольных хищников, но зато исследователь может детально изучить их добычу, что невозможно в природе.

Охота хищников далеко не всегда результативна. Они в состоянии поймать лишь ослабленных животных: мелких, молодых или обессиленных каким-то недугом. Распознать их можно либо по поведению, либо по запаху, но у многих животных, зайцев-русаков, например, нездоровье практически не проявляется внешне. Следовательно, остаётся запах. Эту гипотезу и проверяли российские учёные.

Исследователи собирали материал во время полевой тренировки борзых четырёх пород – русская псовая, хортая, южнорусская степная, грейхаунд и охоты с ними на свободноживущих зайцев-русаков. На ошейниках собак закрепили специально изготовленные датчики GPS массой 70 граммов, которые позволяли регистрировать координаты, скорость и направление движения собак. Проанализировав результаты нескольких тысяч охот, исследователи обнаружили, что поимкой зайца оканчиваются лишь 12 процентов преследований. При этом скорость преследования оказалась ниже, чем можно было ожидать, и колебалась в пределах 7,43–16,87 м/с, однако скорость – не единственный фактор, определяющий успешность охоты.

Когда борзая начинает преследование, она мчится, пока не приблизится к зайцу на расстояние 0–10 метров. Русак при этом резко меняет направление бега, а собака либо продолжает погоню, либо прекращает. Очевидно, в это время она получает дополнительную информацию о том, стоит ли продолжать охоту, и информация эта – запаховая. Если животное, неважно по какой причине, испытывает долговременный стресс, он сказывается на состоянии иммунной системы, что, в свою очередь, влияет на количество и состав микрофлоры на поверхности тела животных. Микрофлора составляет значительную часть выделений кожных желёз и участвует в формировании запахов. Исследователи предположили, что запах микрофлоры животных, испытывающих стресс, служит сигналом для хищников и позволяет отличить ослабленное животное от полного сил. Для проверки этой гипотезы они исследовали состав микроорганизмов с кожи зайцев, пойманных борзыми, отстрелянных охотниками или подвергнутых стрессу (животных на некоторое время обездвиживали). Распределение видового и количественного состава микроорганизмов в группах «отлов» и «стресс» практически совпадало, а в группе «отстрел» наблюдалось лишь частичное сходство. Это доказывает, что зайцы, пойманные борзыми, более чем за сутки до поимки испытали сильный и продолжительный стресс. Учёные убедились, что борзые обладают врождённой реакцией на запах микрофлоры. Собакам предлагали чашки с бактериями, полученными с кончика носа мышей, крыс, кроликов, собак или кошек, и борзые в большинстве случаев тянулись к ним, а не к чашкам с чистой питательной средой.

Специалисты ИПЭЭ РАН пришли к заключению, что запах микрофлоры с поверхности тела животного, испытывающего стресс, служит признаком нездоровья жертвы и её слабой приспособленности. Этот вывод подтверждают наблюдения за поведением борзых при охоте на сайгаков, а также за охотой волков и гепардов. Они избегают нападать на однородное, плотно сбитое стадо, поскольку не могут в таких условиях уловить «запах» стресса, исходящий от отдельного животного. Они нападут лишь в том случае, если в группе есть детёныш или животное с явными дефектами – зрение у хищников всё-таки есть.

Источник информации:

А. В. Шубкина, А. С. Северцов, К. В. Чепелева «Факторы, влияющие на изъятие жертвы хищником: моделирование с использованием борзых собак». Известия РАН. Серия биологическая, 2012, № 1

Источник: http://www.strf.ru