Нам в красках рассказывают, как плохо обстоят дела в европейских экономиках, и как у нас все более или менее хорошо

Но – если сравнить не экономику в целом, а жизнь каждого, отдельно взятого гражданина России и жителя Европы, ситуация складывается явно не в нашу пользу. Парадокс… И он подкрепляется цифрами: Росстат сравнил нашу и европейскую жизнь. Выяснилось, пишет «КП», что денег у нас вполне достаточно, доходы от нефти и газа хорошо наполняют бюджет, но мы этих «дивидендов» не видим и мало что получаем. Так медицина и образование у нас намного хуже, чем даже в «отсталых» странах Европы, а ужасные дороги и дешевые автомобили дают смертность в два раза больше, чем где бы то ни было в ЕС. Для того, чтобы не быть богатой страной с бедным населением, необходимо резко перераспределять доходы бюджета в пользу конкретного человека, считает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов.

Если разделить ВВП страны на количество граждан, то выходит, что Россия вовсе не бедная страна. К примеру, любой житель страны мог бы получить из бюджета больше, чем гражданин стран Прибалтики и даже Польши, которая считается в Евросоюзе крепким середнячком. Для сравнения на душу населения жителей России приходится почти 16 тыс. евро, на польскую — 14 тыс., на румынскую — 11 тыс. При этом всем нам и перечисленным странам очень далеко до Люксембурга с его 70 тыс. евро на душу населения! Мало того, что наши суммы не самые огромные, так еще и в реальности никто жителям России не оказывает услуг на ту сумму, которая нам вроде бы должна доставаться. А все дело в том, пишет «КП», государство тратит гигантские средства на оборону (бюджет 2012-го и последующих годов — рекордный для военно-промышленного комплекса), на прекрасное содержание чиновников, на перманентные реформы в силовых ведомствах. А все, что осталось – на нас. И этого «осталось» — буквально чуть-чуть.

Этого «чуть-чуть» не хватает в том числе и на здравоохранение: самый страшный показатель — смертность от ишемической болезни сердца. В России на 100 тысяч человек в год от этого заболевания умирают 352 человека — и это абсолютный рекорд. В то же время в Европе – в четыре раза меньше. Это неудивительно: в России на здравоохранение тратят 4% ВВП, в Европе — 6 — 8%. Но еще важно – как именно тратятся средства. Сергей Смирнов говорит о знаменитом приоритетном нацпроекте «Здоровье», который суммарно обошелся налогоплательщикам в 600 млрд. руб. Чиновники тогда постоянно хвалились, что отсматривается каждый потраченный рубль, что у нацпроекта есть «четкие индикаторы исполнения» — к примеру, за какое время «Скорая помощь» доезжает до человека или сколько зарабатывает фельдшер. « Но если в «Скорой» нет нужного оборудования, какая разница, когда она приедет? — замечает г-н Смирнов. — Да и зарплата у врачей поднялась в итоге не на столько, чтобы отказаться от мзды. По-прежнему, чтобы попасть к дефицитному специалисту, приходится выкладывать деньги из кармана, ведь за свою зарплату серьезный доктор работать не будет». Более того, в бюджете 2012-го года предусмотрена еще меньшая доля расходов на медицину. Чиновники объясняли этот факт тем, что раньше деньги шли на строительство «коробок» — зданий больниц. Теперь «коробки» возведены — вот и расходы сократились. «Но лечат не «коробки», — говорит Смирнов, — а люди и оборудование. У нас до сих пор, чтобы попасть на операцию сердца, нужно стоять в очереди. До сих пор есть квоты на сложные операции. Если заболело больше, чем в квоте, тех, кому не повезло, лечить не будут. А кто не дождался очереди на операцию, тот умер, отсюда и высокая смертность».

Еще один шокирующий показатель — образование. В России он составил 0,72 балла, в то время как в бедной Румынии — 0,76. Наше образование (так же, как и здравоохранение) стало жертвой бюджетной политики, считает Сергей Смирнов. Учителя уже сегодня в ожидании худших времен: школы становятся автономными учреждениями, а бюджет будет оплачивать лишь некий набор обязательных предметов. Все остальное должны будут оплачивать родители. «КП» цитирует Смирнова: «По факту уже сейчас сокращается количество часов на обязательные предметы, образование становится все более поверхностным, в полной мере оно доступно только тем, чьи родители богаты». Кстати, если говорить о богатстве, то по степени расслоения общества наша страна — тоже печальный лидер. У нас разрыв между богатыми и бедными в несколько раз больше, чем в любой стране в Европе. Правда, Сергей Смирнов призывает не драматизировать ситуацию: ведь у нас многие граждане могут купить себе молоко и хлеб, дешевый автомобиль и мобильный телефон. Но, как известно, все дешевое ни к чему хорошему не приводит. «Плохие машины, которые едут по скверным дорогам, несут смерть, в России гибнут в ДТП 20 человек на сто тысяч жителей, в ЕС — максимум 10. А плохие продукты подрывают здоровье. Человек как-то перебивается, видит, что болен, но к врачу не идет. Ведь соцпакетов сейчас практически нигде нет. А когда приходит, выясняется, что лечить поздно, не только врач местной поликлиники, но даже опытный доктор уже бессилен. Так социальное неравенство оборачивается для небогатых слоев населения физической смертью», — пишет «КП».

Источник: http://www.km.ru