Деликатная тема стала предметом обсуждения депутатов местной Думы — организация в Новоуральском городском округе похоронного дела.
И если для обычного человека она покажется весьма щепетильной, для трех предприятий, оказывающих в Новоуральске услуги по погребению, каждое тело становится предметом торга. Поскольку от количества этих тел напрямую зависит успех бизнеса. Как бы неприятно это ни звучало…
Безусловно, похоронные агентства призваны помочь не растеряться человеку, оказавшемуся после потери близкого в стрессовой ситуации. Безусловно, хочется, чтобы они делали это менее назойливо и более деликатно. Найти грань удается не каждому. В Новоуральске случалось и так, что вместе с бригадой «скорой помощи» к людям выезжали похоронные агенты некоторых фирм.
Депутаты двух комиссий — по социальной политике и ЖКХ — постарались отойти от темы дележа похоронного рынка и разобраться — что стоит за проблемой?
М УП «Ритуал», «Дом камня» и «Звезда скорби», что в поселке Верх-Нейвинском, — вот три компании, занятые в Новоуральске организацией похорон. И если до недавнего времени МУП «Ритуал» было относительно этих частных предприятий в более выигрышном положении, то в результате последних нововведений в российском законодательстве оказалось с ними наравне. В итоге с 1 января 2013 года специализированной организацией, оказывающей услуги по гарантированному перечню, в частности, захоронению лиц, от которых отказались родственники или у которых их вовсе нет, отводом мест на кладбище, а также его содержанием и охраной занимается казенное учреждение «Управление городского хозяйства».
Ежегодно Администрация округа размещает муниципальный заказ на вывоз тел умерших. Это происходит на основании контракта, который УГХ заключает с какой-либо организацией. Заказ на вывоз тела — это и есть первый камень преткновения и предмет дележа на похоронном рынке. Второй — кто будет копать могилу на кладбище.
И первым, и вторым пока занято МУП «Ритуал» — именно с ним УГХ заключило контракт. Но — на первый квартал 2013 года. Однако именно это позволяет двум остальным игрокам — «Дому камня» и «Звезде скорби» — заявлять, что МУП «Ритуал» на сегодняшний день монополизировало рынок похоронных услуг в городе. Они хотели бы разрушить его монополию, призвав на помощь депутатов.
— В «Ритуале» на полставки работает агент — санитар медсанчасти! Он оказывает информационные услуги! — владелец «Звезды скорби» Геннадий Ковалев гневно оглядывает депутатов. — Он свои услуги предлагает по телефону — по льготным ставкам! Берет журнал — и звонит родственникам умерших! А наша услуга — качественная и дешевая — на рынок не поступает! И могилы… На копке будет на 20 процентов дешевле, если меня к ним допустят!
— Солидарен с Ковалевым, — поддерживает коллегу хозяин «Дома камня» Сергей Кулаков. — Умер человек — приехала машина МУП «Ритуал», представила информацию — только о себе. Человек и так ошарашен, он только потом начинает в газетках искать. А ведь информационный листок о том, что есть три предприятия, которые эти услуги оказывают, должен до каждой семьи доводиться!
— Во-первых, уведомления с информацией выдаются регулярно. Во-вторых, у нас стоимость услуг низкая, — возражает директор МУП «Ритуал» Валерий Безбородов. А потом решает не оставаться в долгу:
— И вообще, неделю назад в моем кабинете Ковалев предлагал мне вступить с ним в сговор и повысить цены на ритуальные услуги. Потому что дешевые, мол…
Вообще история с вывозом тел умерших не нова — проблема существует ровно с тех пор, как этот муниципальный заказ стал выставляться на конкурс. Было время, когда на вывоз не могли никого найти. И в результате — за небольшие деньги — принуждали МУП «Ритуал». Поскольку принудить власть может только муниципальное, но никак не частное предприятие. Затем, опять же в ходе конкурсов, где цена контракта была снижена еще больше — с 800 до 500 тысяч рублей в год, вновь победило МУП «Ритуал» — остальные за копейки работать не захотели.
— В «Ритуале» приобрели специализированный автомобиль, оборудовали его, как положено по закону, моют, прививки людям поставили, — заместитель директора УГХ Вадим Коновалов объясняет депутатам, почему ему удобнее работать с Безбородовым. — Понимаете, в МУП эта система отработана, на него больше надежды. Ведь можно что угодно сделать не вовремя — дорогу, например, не почистить, но если мы трупы вовремя прекратим вывозить — вот это будет финиш…
— Меня беспокоит даже не дележ рынка, а то, что зал ритуальных услуг в нашей больнице не выдерживает никакой критики, — говорит начальник ЦМСЧ-31 Андрей Морозов, напоминая, что в функции медсанчасти входит только выдача тела усопшего родственникам. К тому же отпевание усопших в этом зале запретила прокуратура. Есть и моральная сторона проблемы — негоже таскать тела из морга на виду у всех пациентов. Какое уж тут лечение?..
А недавно добавился и еще один запрет — бывшая СЭС, весьма находчивая по этой части, запретила пропускать машины с телами усопших через основной въезд. Морозов это предписание добровольно нарушает, ведь иначе для выноса покойного остается один путь — со стороны морга. А зимой там настолько крутой спуск, что заехать туда не сможет ни один автомобиль. «Видимо, если что, тело будем спускать от морга на руках», — невесело размышляет он.
Действительно, строительство зала для прощаний остается одной из проблем Новоуральска: в стотысячном городе сегодня его практически нет. Строительство специального храма на кладбище в поселке Верх-Нейвинском тоже пока не стронулось с мертвой точки.
По словам Валерия Безбородова, МУП «Ритуал» вкладывает свою прибыль не только в разработку кладбища, убирая скальные грунты (места для могил заканчиваются), но и ведет строительство стены для урн с прахом — колумбария — на 480 ячеек.
Внести свою лепту хотели бы и оба частных предприятия — и «Звезда скорби», и «Дом камня» заявляют о том, что могут построить ритуальный зал для прощаний на собственные средства.
— Если бизнес к этому готов — пусть делает, — считает Глава НГО Владимир Машков. — Наша задача — ему в этом помочь. Но зал должен быть не в поселке, а в городе. Нужно посмотреть проект и выбрать место. Оно должно быть удобно, но вне жилой застройки. Культ захоронения — пласт целой культуры общества. У нас, в Новоуральске, в отличие от других городов, нет ситуации критической. И тем не менее мы должны решить многие вопросы — по вывозу тел, разработке нового кладбища, возможности родовых и семейных захоронений. И если в этой сфере мы говорим о рынке, то должны обеспечить качественные и одновременно дешевые услуги.
Администрация округа тоже в курсе междоусобной борьбы похоронщиков. Чтобы урегулировать ситуацию, здесь намерены до 1 марта 2013 года разграничить заказ на вывоз усопших, оставшихся без родственников, и усопших, у которых родственники есть. Последними вполне могут заниматься предприятия, оказывающие похоронные услуги. Также определят и то, кому еще выдать право на копку могил на кладбище. Кому попало не дадут: предприятия должны соблюдать ряд условий по санитарной безопасности. Что касается выделения Новоуральскому городскому округу новых земель под кладбище, документы направлены в область.
Депутаты хоть и приняли эту информацию во внимание, но все указанные проблемы — по вывозу тел, копке могил и процессу выделения земли под строительство ритуального зала — вынесли в рекомендации для Администрации — к исполнению. Контроль оставили за собой. Тема хоть и тяжелая, но для жителей важная.
И уж, конечно, им хотелось бы, чтобы в этой деликатной сфере в Новоуральске обошлось без разборок.
— Люди, потерявшие родных, и так находятся в сложной психологической ситуации. И не надо греть на этом руки, — сказал в заключение Глава, собственно, ни к кому не обращаясь. И, помолчав, добавил:
— Но этого у нас, слава Богу, пока не происходит.
Честно говоря, прозвучало это авансом. И все организаторы похоронного дела это тоже поняли.
Елена СТРЕЛЬЦОВА
Источник: http://www.neyva-news.ru