При желании каждый россиянин может завести себе электронную подпись и ставить личную визу на документах не только от руки, но и с помощью современных технологий. Такое право и возможность дает нам закон об электронной подписи, который вступает в силу в пятницу, 8 апреля, пишет "Российская газета".

Электронная подпись представляет собой зашифрованную информацию в виде файла. Сегодня эта новинка существует в основном в коммерческих компаниях. В перспективе "новая виза" будет ходить в министерствах и ведомствах, куда граждане обращаются за госуслугами по Интернету, в муниципалитетах.

Отвечая на вопрос, касается ли закон об электронной подписи официальных документов федеральной власти, директор центра ИТ-исследований и экспертизы Михаил Брауде-Золотарев, принимавший участие в обсуждении документа, сказал, что здесь еще много лет будет действовать существующий порядок подписания, опубликования и вступления в силу нормативных актов. Для изменения процедуры вступления в силу официальных документов необходимо многое поменять, в том числе регламенты. В рамках госуслуг внедряться электронная подпись будет постепенно. Например, в Москве с мая этого года и с июля — еще в 80 регионах.

Сколько стоит нововведение?

Но за такую подпись придется заплатить. В минкомсвязи полагают, что ее стоимость должна определяться ценой электронного носителя, допустим, пластиковой картой. Правда, в законе это не прописано. Все это будет определяться подзаконными актами. Кстати, когда готовился закон, были предложения сделать электронную подпись бесплатной. Но эксперты сочли это нецелесообразным. По мнению Брауде-Золотарева, если доступ удостоверяющих центров и поставщиков криптософта на рынок не будет дискриминационным, то стоимость создания подписи и ее годового обслуживания вряд ли обойдется гражданам дороже тысячи рублей.

Эксперт объясняет обязательность платности тем, что для обеспечения информационной безопасности, техобслуживания подписи необходимы средства. И если выдавать ее за счет бюджета, расходы будут внушительными. По некоторым оценкам, речь может идти о сотнях тысяч человек, которые могут быть заинтересованы в удаленном получении государственных и муниципальных услуг.

Для организаций цифровая подпись, скорее всего, будет стоить больше, так как тарифы могут варьироваться в зависимости от получаемых услуг, носителя, сферы применения и защиты подписи. В любом случае Михаил Брауде-Золотарев выступает за формирование стоимости за обслуживание цифровой подписи по законам рынка. По его мнению, регулирование цен или дотирование расходов, как правило, порождают коррупционные риски и в конечном счете ведут к снижению доступности тех или иных услуг. Конкурентный свободный рынок "на круг" оказывается для граждан намного выгоднее.

В законе четко прописана ответственность тех, кто выдает подписи: удостоверяющих центров и тех, кто ею пользуется. Есть даже категории видов электронной подписи в зависимости от степени важности информации. Удостоверяющие центры будут получать аккредитацию от уполномоченного органа, скорее всего, им будет минкомсвязь или подчиненные службы. В обязанности ведомства будет входить и осуществление контроля за их деятельностью.

Как будут работать нотариусы

Как рассказали в Федеральной нотариальной палате (ФНП), в нотариате создан удостоверяющий центр, который, как планируется, до конца года выдаст электронные ключи практически всем нотариусам.

Уже сформировано пространство электронного доверия с Федеральной налоговой службой и бюро кредитных историй Центробанка. В порядке эксперимента устанавливаются подобные каналы с Росреестром и Федеральной миграционной службой. Работа строится так: нотариус посылает в электронной форме запрос и получает в ответ юридически значимый документ. По словам руководителей нотариальной палаты, в будущем нотариус сможет со своего рабочего места и запросить документы, переслать доверенность, удостоверить, подтвердить и тому подобное. В перспективе, как планируется, станет возможным и оформление квартиры через нотариуса в режиме буквально онлайн: такие планы также прорабатываются. Информационные технологии ускорят и оформление наследственных дел. Все это, как обещают нотариусы, в первую очередь защитит граждан от подделок и махинаций.

С апреля пять московских нотариусов в порядке эксперимента получили возможность с помощью электронно-цифровой подписи не только получать информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, но и отправлять официальные заявления для регистрации компаний. Если дело пойдет хорошо, палата планирует распространить опыт повсеместно.

Источник: www.rg.ru