В Новосибирске прошла конференция. Очень большая, почти две тысячи участников. И очень научная, от квантовой физики до якутского фольклора. Это одно из самых крупных мероприятий в стране, на которых студенты и аспиранты представляют результаты своих научных исследований. Может ли студент быть полноценным ученым?

Оргкомитет конференции разместился в маленькой клетушке в здании Новосибирского государственного университета. Здесь царит продуктивный бардак. Компьютеры, принтеры, коробки, бумаги, пакеты, чашки с недопитым кофе, флешки… Венчает композицию увесистый ананас.

— Это нам одна из участниц конференции принесла. Говорит, ей так понравилось, что захотела как-то нас отблагодарить. Но решила, что тортик — это слишком банально. Вот и притащила ананас, — объясняет Нина Селезнева, один их координаторов конференции, симпатичная студентка с кафедры физики элементарных частиц.

«Приблизить студенческие аудитории»

Официальное название звучит зубодробительно: международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс». Это наследие советского прошлого — мероприятие проходит уже в пятидесятый раз.

Началось все в 1963 году, когда Академгородку было всего несколько лет. В двадцати километрах от Новосибирска рождался заповедник науки. Со всей страны туда ехали ученые, пышущие энтузиазмом и романтикой. Вдобавок к десяткам научных институтов был построен мощный Новосибирский государственный университет. И все это вдали от суеты и соблазнов города. Зеленеют сосны, бегают белки, гудят коллайдеры.

В ноябре 1962 года в журнале «Техника — молодежи» вышла статья ректора НГУ академика Ильи Векуа «Приблизить студенческие аудитории к исследовательским лабораториям». В этом названии была выражена общая идеология проекта — соединить науку и высшее образование. Вуз должен готовить специалистов не для абстрактной страны, а для расположенной через дорогу лаборатории. В США примерно так все и устроено: почти все научные исследования проводятся в стенах университетов. У нас же НИИ отдельно, а вузы отдельно.

Только в самые последние годы государство стало пытаться обеспечить научный процесс в вузовских стенах: появился статус национального исследовательского университета, мегагранты и т.д. Но все равно — такую бурлящую студенческо-академическую смесь сложно найти где-то еще, кроме Академгородка.

Принято думать, что со времен шестидесятых дух научного романтизма выветрился. Однако нынешняя студенческая конференция получилась самой большой за всю историю. Было прислано 4500 заявок. Отбор был очень жестким, и в итоге осталось 1800 докладов. Тоже немало (если бы такое количество студентов собралось не в университетской аудитории, а на улице, это назвали бы «массовым митингом»). Больше только конференция «Ломоносов», которую проводит МГУ.

У этой научно-студенческой активности есть несколько источников. Первый — традиции советской науки, которые сохраняются в российских вузах и НИИ на почти бессознательном уровне. Второй — современная гражданская и волонтерская самоорганизация, которая особенно заметна в Новосибирском Академгородке. Здесь все бурлит: акция «Тотальный диктант», проект «Наука детям», лекторий «Эврика» и так далее. И все это делается независимо от государственных и вообще каких-либо руководящих структур. Просто людям нравится активность, нравится наука, нравится жизнь.

Участие в конференции МНСК — дело сугубо добровольное, некоторым даже приходится покупать билеты на свои деньги. Едут со всей России, со всего мира. Говорят, была даже заявка из Демократической Республики Конго.

Разнообразие тем тоже впечатляет. От «Психических состояний женщин с разными установками к сексу» до «Вероятности подрыва пехотинца на фугасном минном поле». Впрочем, большинство названий докладов не вызовут у непосвященного обывателя ничего, кроме трепета перед могуществом науки: «Исследование RQ-системы MMPP|M|1», «Адаптивный алгоритм выбора узлов привязки многомерного регрессионого сплайна», «Исследование активности N-концевого домена ДНК-лигазы Pyrococcus abyssi»…

— Да лучше пусть вопросы задают! А так совсем непонятно, как твою работу оценивают. Нужно, чтобы что-то дельное сказали. А то, может, я совсем ерундой занимаюсь, — переговариваются между собой бойкие девушки на заседании подсекции «Экология».

В это время зачитывается доклад «Динамика численности бурозубки».

— …Попробую привести разные зависимости пиков депрессии бурозубок…

Бурозубка — это такая землеройка, очень похожая на лесную мышь с длинным носом. Автор доклада — студент 4-го курса Кемеровского госуниверситета Иван Гребенщиков, юноша с трогательной детской улыбкой. После заседания ловим его в кулуарах:

— Скажите, вы открыли что-то новое?

— Мы исследовали численность за многие годы, более чем за тридцать лет. И пришли к выводу, что все же есть взаимосвязь между сезонной и многолетней численностью. Такого я в литературе не встречал.

— И где можно будет использовать результаты этого исследования?

— Мелкие млекопитающие играют важную роль как в биотопах, так и в хозяйственной деятельности человека. — Такое ощущение, что Иван продолжает свой доклад. — Бурозубки являются одним из звеньев пищевой цепи и находятся в ее основании. Поэтому их роль важна… если, скажем, мы возьмем проблемы сельского хозяйства.

— С чего начались ваши исследования?

— На втором курсе я занимался отловом.

— Отловом?

— Да, в общем-то ничего интересного. В лесу или на лугу роются каналы. Туда вкапывается что-то вроде стаканов. Мышь бежит, попадает в канал, добегает до стакана и там остается. А мы потом их вытаскиваем и проводим исследования.

— Вы их режете?

— Мы рассматриваем много параметров: и окраску зубов, и размер костей. Как не резать-то?

— А что значит для вас эта конференция?

— Хочу заинтересовать студентов других вузов, чтобы мою информацию проверили: или подтвердили, или опровергли. Каждая работа нуждается в перепроверке. Все люди ошибаются.

На конференции 27 секций. В университете все не помещаются, часть заседаний проходит в институтах, благо до них от НГУ пять минут неторопливым шагом. НИИ ядерной физики им. Будкера — самый большой институт РАН.

— Вы есть в списке? — Женщина на вахте сурово смотрит на листочек со штампом и подписью.

— Мы философы. Просто хотели зайти послушать, — оправдываются два юноши на проходной.

Минуты через две их спасает научный сотрудник Виталий, который искренне радуется, что его секция вызывает такой интерес.

Аудитория небольшая. Сначала она заполняется молодыми докладчиками, чуть позже подходят сотрудники института. Им любопытно, чем занимается современная молодежь, что исследуют коллеги. К первому же выступающему — десятки вопросов. И вовсе не для того, чтобы проверить студента, а для того чтобы самим понять ход и результат работы. В какой-то момент двое ученых начинают спорить друг с другом, позабыв о докладчике. Но их быстро прерывает куратор: «Просьба дискутировать все-таки с выступающим».

— Еще вопрос: в чем состоит ваш конкретный вклад в эту работу?

— Идея принадлежит моему научному руководителю, — почти оправдывается второкурсник Дмитрий Кириченко. — Мы подбирали…

— Что сделали именно вы? — с паузой после каждого слова повторяет один из экспертов секции.

— Была задача усовершенствовать датчик Холла. Обычно применяется кремний…

— Я спрашиваю про ваш вклад!

— Вот я и предложил использовать арсенид галлия…

Что будет дальше с этой разработкой, никто не знает. Может быть, она так и останется студенческим докладом, а может, на ее основе создадут тысячи новых приборов. Вообще, до конца не ясно, что такое студенческая конференция: учеба или наука. Науки, наверное, все-таки больше.

— Я уверен, что больше половины наших тезисов — это будущие публикации в авторитетных журналах или доклады на международных конференциях, — считает проректор по науке НГУ член-корреспондент РАН Сергей Нетесов.

Вспоминается история американки Кэрол Грейдер. Будучи аспиранткой, она выполняла исследование, связанное с хромосомами. И именно за эту работу в 2009 году получила Нобелевскую премию.

Конечно, такое случается в одном случае из миллиона. Но многие исследования, выполненные студентами и аспирантами, — это пусть небольшой, но все-таки прочный кирпичик в стене научного знания. 

Источник: http://rusrep.ru