Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно статистическим данным по России больше половины всех дорожных происшествий в той или иной степени связано с пешеходами, переходящими дорогу. Одна из главных причин несчастных случаев с людьми на улице – внезапное появление перед близко идущими автомобилями и переход дороги в неустановленном месте.
Говорить о том, что в авариях виноваты только водители или же только пешеходы, нельзя. Быть начеку нужно и тем и другим. Хотя у пешехода и появилось право приоритета при переходе проезжей части по пешеходному переходу, пешеходы стали чаще попадать под колеса автомобилей. Во многих случаях ДТП, наезды на пешеходных переходах происходят на людей, которые никогда не управляли автомобилем, и не имеют представления о возможностях водителя и транспортного средства. Потому и уверены, что водители их видят и остановят автомобиль сразу же после нажатия на педаль тормоза, чтобы случайно не сбить. Тем более не берут во внимание и те факторы, как наличие препятствия, затрудняющего видимость водителю, состояние дорожного покрытия (снег, дождь, гололед), внешняя освещенность.
Уважаемые пешеходы, не стоит никогда забывать о безопасности при переходе проезжей части даже по пешеходному переходу и на разрешающий «зеленый» сигнал светофора. Дорожная обстановка может измениться в худшую сторону в любой момент времени.
Дорога создана для движения. Пешеходы и водители — основные категории участников дорожного движения. В повседневной жизни мы взаимно вежливы друг к другу, а вот ступая на дорогу, садясь за руль автомобиля, становимся другими, как бы перерождаемся. «Не трамвай — объедет» — убеждает себя пешеход, переходя дорогу перед близко идущим транспортом. У водителя насчет пешехода мнение совсем другое: «Не столб — отойдет», а в результате статистика собирает урожай дорожных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Пешеходы наравне с водителями должны соблюдать Правила дорожного движения. Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу. Собираясь выйти на проезжую часть даже на пешеходном переходе, сделайте на секунду остановку и осмотритесь. Переходить дорогу надо спокойным шагом. Не рекомендуется бегать, так как за дорогой лучше всего наблюдать в спокойной обстановке. Если на противоположной стороне дороги к остановке подошел автобус, подавите в себе желание броситься к нему через проезжую часть. Лозунг «Жизнь дороже, чем сэкономленные минуты» актуален в данной ситуации.
29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться, или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
Советы пешеходу: Прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще раз налево, и только убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть.
Во время перехода следует постоянно контролировать ситуацию, смотреть по сторонам и, по возможности, не останавливаться посередине.
Переходя дорогу, не делайте резких шагов из-за остановившегося автомобиля, а выходите из-за него осторожно, желательно выставив вперед руку (трость, сумку, зонтик). Это будет сигналом для едущего позади автомобиля остановиться либо сбавить скорость.
Советы водителю: Согласно пункт 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода». Правила допускают, что можно снизить скорость, для того чтобы пешеход успел пройти через дорогу, но нужно иметь ввиду, что как только пешеход ступил на проезжую часть — нужно уступить ему дорогу, вплоть до того, что остановиться и пропустить.
Несмотря на то, что ПДД требуют от водителя при проезде пешеходного перехода снижения скорости или остановки только в случае появления на пешеходном переходе человека, при проезде «зебры» особенно в усложненных погодных условиях (дождь, снег, гололед) все равно сбавляйте скорость или хотя бы просто переносите ногу с педали газа на педаль тормоза. В случае непредвиденной ситуации это сэкономит драгоценные четверть секунды или несколько метров тормозного пути.
Если вы заметили, что автомобиль, который двигался впереди вас в полосе правее, остановился на «зебре», — сбросьте скорость вплоть до полной остановки. Скорее всего, он встал не потому, что «тормоз», а по причине того, что нужно пропустить пешехода.
Совет для пешехода. Обязанность пешеходам иметь при себе световозвращающие элементы и обеспечивать их видимость для водителей введена законодательно с 1 июля 2015 года. Однако, в обществе до сих пор идет непонимание важности видимости человека — пешехода на дороге. Именно видимость становится практически единственным способом защиты пешеходов в условиях ночной освещенности, а наличие специальных световозвращающих элементов — единственным средством увеличить контраст по сравнению с окружающей средой. В темноте в свете фар пешеход виден на расстоянии 25 – 40 м. При наличии световозвращателей это расстояние увеличивается до 150 м при ближнем свете фар и до 400 м – при дальнем. По статистике использование световозвращателей снижает риск наезда на пешехода на 65 – 80 %.
Необходимо помнить, что чем больше световозвращающих элементов будет на человеке, тем более заметным, а, значит, защищенным он станет на дороге.
Всем пешеходам, и, прежде всего, юным участникам дорожного движения, необходимо помнить, что недостаточная внимательность, неосторожность, проявление недисциплинированности, а то и вовсе несколько неверно сделанных шагов могут стать причиной непоправимой беды. Дорога не прощает ошибок. И цена их может оказаться слишком высокой. Помните, чтобы остановить автомобиль, необходимы минуты, чтобы оборвать жизнь — достаточно секунд!
ОГИБДД г.Новоуральск