Если работники лишатся льгот, работодатели могут остаться без кадров.
С 1 января — после вступления в силу федеральных законов № 421 и № 426 — произошли серьёзные изменения в определении условий труда на рабочих местах. Вместо аттестации рабочих мест вводится специальная оценка условий труда. Мы ожидаем, что в результате этих новаций значительное количество работников потеряет те льготы, которыми они сегодня пользуются.
До сих пор при вредных или опасных условиях труда работнику полагались ежемесячная доплата в размере не менее четырёх процентов от заработка, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и сокращение рабочей недели до 36 часов. Для работников тех предприятий и организаций, которые провели аттестацию рабочих мест до начала текущего года, эти гарантии будут действительны до 31 декабря 2018 года, а возможно, и дальше (при сохранении вредных условий труда на рабочем месте).
Теперь же (по результатам спецоценки) компенсации за наносимый на рабочем месте ущерб здоровью будут дифференцироваться — в зависимости от класса. При отнесении условий труда к классу 3.1. работник будет получать только доплату, при классе 3.2. к доплате прибавляется дополнительный отпуск, а право ещё и на сокращённую рабочую неделю устанавливается работнику с классом не ниже 3.3. Таким образом, у многих теряется ряд льгот.
Методика проведения специальной оценки вступила в силу с 8 апреля 2014 года, поэтому результатов надо ждать не ранее декабря. Но уже сейчас можно не сомневаться, что её применение вызовет массу претензий от людей, которым при поступлении на работу такие льготы гарантировались.
Многие работники, чьи профессии есть в утверждённых списках на льготное пенсионное обеспечение, теперь потеряют и это право. К примеру, водители регулярного городского транспорта, даже если они уже проработали на своём месте десять лет. Потому что напряжённость труда не для всех профессий будет считаться фактором вредности. Я считаю, что это неправильно. Трамвай, автобус, троллейбус — источники повышенной опасности не только для самого водителя, но и для пассажиров, за здоровье и жизнь которых он отвечает.
Исключена из вредных условий также травмоопасность на рабочем месте. А Свердловская область хотя и спустилась в прошлом году по количеству погибших на производстве со второго-пятого мест на седьмое-восьмое места по стране, но нас это, откровенно говоря, сильно не радует. Ведь это 84 смерти трудоспособных, часто совсем молодых людей за год.
Нельзя однозначно сказать, что принятым законам обрадуются и работодатели, хотя размер выплачиваемых ими компенсаций и отчисления в пенсионный фонд снизятся. Может возникнуть другая проблема, и без того стоящая в нашей стране очень остро, — кадровый голод. Не секрет, что многие терпят вредные условия труда, надеясь на ранний выход на пенсию. Узнав, что такое право у них пропадает, люди будут уходить на безопасную, безвредную работу.
Как сложатся дальше взаимоотношения работника и работодателя, какие результаты даст применение законов по спецоценке — покажет время.
Источник: http://www.oblgazeta.ru/society/17579/