«Круглый стол» в Доме народов Урала был посвящён проблемам защиты прав ребёнка. Любого ребёнка, проживающего на территории Российской Федерации. Потому что, отметили собравшиеся — представители факультета юриспруденции педуниверситета, социальные педагоги, действующие юристы — если обижают беззащитного, а дети беззащитны, надо бить во все колокола.

В преамбуле Конвенции о правах ребёнка записано: запрещается любая дискриминация. В том числе по признакам места рождения, языка, национальности, религиозной принадлежности… Незаконными считаются любые попытки оторвать мальчишек и девчонок от их глубинных корней. Даже если по каким-то причинам, временно или постоянно, дети проживают вдали от родины. Возможности самореализации подрастающему поколению должны быть предоставлены вне зависимости от чего-то внешнего, наносного.

Этим внешним часто становится личная культура окружающих: педагогов, родителей… В школах Екатеринбурга и области сейчас старательно формируют интернациональную терпимость. Но что может школа, если дома категорически запрещают общаться с «нерусскими»? Как решить эту проблему? Заведующая правовой клиникой факультета юриспруденции УрГПУ Лидия Гинцяк попыталась провести мониторинг в одном из учебных заведений города — предложила ребятам восьмых-девятых классов написать сочинение на тему «Россия — моя многонациональная страна». В 90 процентах работ явно прослеживался бытовой национализм.

К слову, это не всегда мешает ребятам дружить между собой. До определённого момента. Потому что если дома позволяются высказывания типа «понаехали тут», рано или поздно стена в общении непременно вырастет. Ведь на подсознательном уровне дети всегда за родителей. И родительское слово усваивается особенно крепко. Председатель правления Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фарух Мирзоев, услышав как-то на встрече со школьниками привычное уже «всю работу мигранты захватили», предложил мальчишке: «Хочешь, на стройку помогу поступить? За тридцать тысяч в месяц…» Получил в ответ глухое молчание.

То есть работу надо вести в первую очередь с родителями? Наверное. Тем более, что есть и другой пример. Деревушка в Артинском районе. Население коренное — мусульманское. Восемнадцать девочек вдруг начинают носить на занятия хиджаб. Как быть? С одной стороны, государство светское, а школьный устав не позволяет посещать учебное заведение в культовой одежде. С другой — ссылки инициаторов на древние обычаи. А самое главное — нарушительниц что, не пускать на уроки? Препятствовать, то есть, образованию? Вопросов очень много. Но, может быть, поискать компромисс? Фарух Мирзоев тоже предлагает не рубить сплеча. Существуют же религиозные воскресные школы. Воля ваша, там на занятия стоит одеваться по всем правилам и требованиям. В обычную же школу предпочтительно, а вскоре уже будет обязательно, ходить в форме, где хиджабы не предусмотрены. Хиджаб, он всё же не лицо закрывает, но, судя по всему, сужает мировоззрение. Выход, кстати, нашли. Разрешили – временно – носить девочкам чепчики.

Эти проблемы год от года всё равно будут нарастать. Но что хорошо, речь пока идёт о тонкостях взаимопонимания с религиями традиционными. Заведующая кафедрой права и методики его преподавания УрГПУ Вера Ильченко отметила: всё больше набирают силу религиозные движения нового толка. И даже в нашей области делаются время от времени попытки их зарегистрировать. Что за движения? Они разные, но общими признаками у них становятся посягательства на базовые права и свободы человека, требование от паствы мзды, вмешательство в личную жизнь. В некоторых случаях запрещается образование, в других семейные ценности перестают считаться таковыми. А ещё бывает, табу накладывается на лечение, переливание крови в том числе. И это уже полный караул.

Но мы о детях, и особенно подростках. Вообще-то взрослые, вольно-невольно настраивая своих отпрысков против сверстников, пусть даже из лучших побуждений, совершенно точно играют с огнём. Этому возрасту экстремизм, в принципе, очень свойствен. А конфликты на этнической почве слишком опасны — не имеют берегов. Говорят же, не буди лихо… Дети националистами не рождаются. Их калечит среда, неосторожные высказывания ближнего круга. Смешно объяснять образованным людям, что плохих народов не бывает. Бывают плохие люди. У недостаточно образованных имеются на этот счёт серьёзные сомнения. И всё, значит, упирается в образование. И в правосознание. А ещё — в осознание того, где лежат наши интересы. Переходить улицу на красный свет, цитирую декана факультета юриспруденции УрГПУ Геннадия Тумалевича, — наше право. Но насколько это в наших интересах?

Источник: http://www.oblgazeta.ru/