В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Член Общественного совета при МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский настоятель Храма Серафима Саровского Отец Алексей рассказал о необходимости поддержания условий для мирных межнациональных и межрелигиозных отношений.

Урал — особенный регион в плане поликультурности. Просто переезжая из района в район, из одной деревни в другую, можно попасть в другой мир, где своя вера, а может и не одна, свои традиции, уклад и свои ремёсла. Конечно, быт везде более-менее один, да и советский период постарался стереть культурные особенности, но стирая внешнее очень сложно изменить внутреннее, то, что формирует человека и проявляется в его поступках.

Культурное разнообразие Урала отражено в литературе, публицистике и научных исследованиях. Оно связано с историей заселения, сохранением многочисленных социокультурных, этнически разнообразных групп, с их самобытностью и сложным культурным взаимодействием между ними. Так Павел Бажов писал, что жители Урала отличаются тем, что «пестрее собраны». Как доказательство он приводил письмо жительницы Ачитского района Свердловской области, приславшей ему словарик из 140 слов, которые, по ее мнению, встречаются только на Урале. Сличение словарика со словарем Даля показало, что только два из 140 слов действительно имеют местное происхождение. Остальные же были привезены чуть ли не из всех губерний царской России и принадлежат многим народностям, их населявшим.

Основную группу жителей Урала составили переселенцы. Русская колонизация началась с XI века из Поморья и северных княжеств принеся на Урал северорусскую культурную традицию. После были переселенцы центральных районов, а в более поздний период, примерно с XVIII века, на Урале наблюдается проникновение южнорусских традиций, привнесенных переселенцами из украинских поместий Демидовых и пензенских — Турчаниновых.

Также Урал колонизировали тюркские народы — два этноса, проживающих на Урале, — татарский и башкирский. Культура тюркского населения Урала наряду с русской культурой имела большое значение в формировании региональной культуры в целом.

Третьей составляющей уральской региональной культуры была культура финно-угорских народов, некоторая часть которых (манси, ханты) являлась аборигенной, а другая часть мигрировала на Урал из соседних земель (коми, коми-пермяки, коми-зыряне). Данная группа уральского населения испытывала на себе влияние и русской, и тюркской культуры.

После Золотой Орды влияние русской культуры стало доминирующим. Целью колонизации уральских земель была полная их интеграция в состав русского государства Одним из главных средств освоения уральских земель и закрепления их за русским государством были христианизация местного населения, но христианизация носила добровольный характер, хотя инструменты стимуляции использовались. Например, материальное вознаграждение — освобождение от ясака на три года с последующим освобождением от других сборов и подводной повинности.

Главным «конкурентом» православия на Урале был ислам и, несмотря на поддержку христианства царской властью, позиции исламской религии и культуры у башкир и татар были сохранены, в отличие от языческой культуры финно-угорских народов, христианизация которых проходила успешно и быстрыми темпами.

Особенностью Урала были специальные законы и предписания. Например, политикой империи были гарантированы свободы (запрещалось переводить местное население на положение крепостных), предоставление льгот по продвижению по социальной лестнице и вхождению в политическую, военную, культурную, научную элиту. Другим методом было включение местной элиты в управление и сохранение на низшем уровне местных социально-политических институтов. Закреплению переселенцев на Урале и ассимиляции местных народов способствовали смешанные браки — союзы вследствие постоянных бытовых, экономических, культурных контактов. Многочисленные заимствования характеризуют практически все сферы жизни. Например, широко распространена языковая интерференция. «Уральский диалект, — пишет П. П. Бажов, — мне кажется, очень интересен в том смысле, что мы здесь получили исторически языковую копилку. Ревда в языковом отношении — это Тула, Калуга и Рязань, Бисерть — сибирское население». Перенимая элементы другой культуры, народы быстрее развивались, сохраняя при этом специализацию (русские считались мастерами по металлу, марийцы и чуваши — по дереву, татары — по выделке кожи, шерсти и.т.д.). На Урале можно наблюдать и синтез религиозных традиций. Например, пермская деревянная скульптура — представляет собой сочетание трех традиций: языческой славянской, языческой финно-угорской и православной. Даже негативные результаты первоначального межконфессионального взаимодействия — конфликт ислама и православия в XVI — XVIII вв. и вызванные им восстания башкир — выработали толерантное отношение к мусульманской культуре уральских народов.

Урал разнообразен культурным и религиозным наследием, которое сохраняется в наших семьях, даже не смотря на то, что в прошлом веке произошло массовое переселение из деревень в города, где стираются различия и жизнь подчиняется индустрии. Но, как показывает вековой опыт, нельзя стереть историю народа, нельзя заставить забыть свою культуру. Можно отвлечь человека, увести в сторону, но когда-то, возможно через несколько поколений, память вернется и любой обман, попытка забыть — стереть память, может обернуться бедой. Для того чтобы этого не происходило и нам не приходилось каждое поколение менять памятники и переписывать учебники, нужно быть честными с своей историей, хранить свою культуру и уважать культуру наших соседей. Так жили наши предки на Урале, где рядом могли стоять деревни старообрядцев-беспоповцев, православных и мусульман. То же самое было и в городках, выросших вокруг заводов, где соседствовали кварталы разных нардов, конфессий и религий. Пример такого соседства описан в романе Д. Мамина-Сибиряка «Три конца».

Конечно, в сохранении и поддержке национальных культур, огромную роль играет государство, его отношение к народам и их традициям. Попытки игнорировать национальные и культурные интересы приводят к беде, достаточно вспомнить годы распада СССР и последующее за ними десятилетие. Отговорки тем, что поддерживая какую-то национальность или культуру, мы оскорбляем другую — смешны и бессмысленны. Это похоже на самооправдание, когда ничего не хотят делать. Именно в диалоге с традиционными культурами региона и их гармоничной поддержке заключается задача власти на всех уровнях. В этом отношении необходимо отметить огромный опыт отдела Культуры нашего города, который многие годы поддерживает как религиозные, так и национальные проекты, направленные на сохранение уральской культуры и традиций. «Культура провинции является важной, полнокровной сферой культуры российской, она не только воспринимала культуру столиц, но и обогащала и подпитывала ее, без познания культуры провин­ции, особенно во взаимосвязи с культурой столиц, нельзя познать культуру России. Провинция в значительной мере сохранила жи­вые истоки нашей культуры», — так писал в одной из своих работ выдающийся историк и краевед Сигурд Оттович Шмидт.

Экономическая и социальная жизнь Российских регионов во мно­гом зависит от характера народов их населяющих. Урал – интересное место в этом отношении. Здесь взаимодейс­твуют различные этносы – русские, татары, башкиры, манси, ханты, марийцы и чуваши несколько веков соседствовали здесь, а во время Великой Отечественной войны к ним добавилось высланное немецкое население и евреи, приехавшие в эвакуацию. Вместе мы представляем уникальный сплав, который делает Урал действительно интереснейшим феноменом в сравнении с другими регионами России.

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Общественный совет во взаимодействии с МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский»