Старший юрисконсульт правовой группы майор внутренней службы в рамках бесплатной юридической консультации рассказала, что навязывание дополнительных услуг — это прямое нарушение Российского законодательства:
— В последние годы участились случаи так называемых «навязанных дополнительных услуг» со стороны страховых компаний, кредитных организаций. Что подразумевает собой данное навязывание и является ли это законным и необходимым?
Инна Юрьевна, что подразумевается в нашем случае под дополнительными услугами?
— Страховые агенты, работники страховых компаний при заключении договора ОСАГО стали требовать от клиента застраховать свою жизнь и здоровье или другие риски, при этом, отказывая клиенту в оформлении полиса ОСАГО. Клиенты, обращавшиеся за потребительскими кредитами в банк, при оформлении займа сотрудники банка не просто рекомендуют застраховать жизнь и здоровье, а увязывают приобретение полиса с решением банка о выдаче кредита. Страховка же увеличивает стоимость кредита, и таким образом компенсирует отмененные комиссии.
Данное навязывание дополнительных услуг — это прямое нарушение закона.
Какой нормативный документ регламентирует данный вид деятельности?
— Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» прямо запрещает обуславливать приобретение одних услуг приобретением или оплатой других услуг (п. 2 ст. 16 Закона).
Данный запрет призван ограничить свободу договора в пользу экономически слабой стороны – гражданина, и направлен на реализацию принципа равенства сторон. При этом указанный запрет является императивным, поскольку не сопровождается оговоркой «если иное не предусмотрено договором». Следовательно, его нарушение в виде обязательности заключения договора страхования, которым страховая компания или кредитное учреждение обусловил выдачу ОСАГО или кредита, влечет за собой ничтожность данной части договора (статья 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статья 168 ГК РФ). Кроме того, в силу прямого указания части 2 статьи 935 ГК РФ личное страхование жизни или здоровья является добровольным и не может никем быть возложено на гражданина в качестве обязательства, обусловливающего предоставление ему другой самостоятельной услуги.
Итак, если в страховой компании при оформлении ОСАГО обязывают страхователя оформить страхование жизни или здоровья, при этом уклоняясь от заключения договора ОСАГО, это влечет за собой нарушение закона.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным.
Каким образом действовать гражданину, если он считает, что его права нарушены?
— Уклонение страховых организаций от заключения публичного договора является необоснованным и неправомерным. При получении владельцами транспортных средств от страховщика отказа в заключении договора ОСАГО в указанных случаях рекомендуем фиксировать данные правонарушения всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять полученные материалы, свидетельствующие о признаках нарушения страховщиком законодательства Российской Федерации, в Российский Союз Автостраховщиков, ФАС России, Роспотребнадзор, в органы прокуратуры, а также обращаться в суд для защиты своих прав и интересов.
Кроме того, поданная жалоба может быть направлена не только на расторжение договора со страховщиком на страхование жизни или здоровья и возврат денежных средств, потраченных на полис, навязанного Вам страховой компанией, но и на возмещение морального вреда, причиненного потребителю (статья 15 Закона «О защите прав потребителей»).
Приходилось ли сталкиваться в юридической практике с навязыванием дополнительных услуг при оформлении кредита?
— Да, правильно подмечено. При оформлении кредита в том или ином банке потребителю (заемщику) необходимо тщательно изучить предлагаемые банком договоры: типовой кредитный договор, тарифные условия, договоры банка со страховой компанией.
Потребителю до подписания кредитного договора рекомендуется выяснить, взимаются ли дополнительные платежи (комиссии), платежи в пользу третьих лиц. Например, взимается ли плата за рассмотрение заявки на получение кредита, за экспертизу заемщика, единовременные платежи за выдачу кредита, штрафы за досрочное погашение кредита, пени за просрочку выплат задолженности, размер выплат оценщикам и страховым организациям. Кредитная организация обязана эту информацию доводить до сведения потребителя.
Возврат денег, уплаченных за оформление страховки, возможен при досрочном погашении кредита – деньги можно вернуть только за неиспользованный период действия текущего полиса (оформляется на год); либо при отказе от навязанной услуги – расторгнуть договор со страховщиком можно в течение 30 дней с момента его заключения или в любой момент по суду, средства могут быть выплачены практически полностью за весь период пользования полисом даже после погашения кредита.
В качестве доказательства навязывания услуг можно отнести указание в кредитном договоре о неразрывности страховки и обязательств перед банком.
С чего следует начинать гражданам?
— Начать следует с заявления в страховую компанию с просьбой вернуть деньги, потраченные на полис. Страховщики, как правило, отказывают в удовлетворении заявления, поэтому данный отказ необходимо обжаловать в Роспотребнадзор и суд.
Старший юрисконсульт правовой группы
майор внутренней службы И.Ю. Шабалина