Каждый год тысячи детей на Среднем Урале становятся жертвами

или свидетелями насилия в семье.

В Свердловской области приняли стратегию по защите интересов детей. Суть стратегии разъяснили журналистам Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области, и Павел Креков, замминистра общего и профессионального образования региона. Мнение по поводу принятого документа высказала Лариса Лазарева, президент региональной общественной организации «Аистёнок».

Павел Креков предложил оценивать стратегию как политический акт и «принципиально межведомственный документ». Своего рода стержень, на который нанизано то, что делают различные организации, в том числе и общественные, на ниве воспитания, защиты прав и здоровья ребёнка. В ближайшие годы, к примеру, планируют перевести большинство обитателей детских домов на воспитание в приёмные семьи, и надо будет так корректно наладить государственный контроль за жизнью опекаемых, чтобы не навредить благому делу.

Игорь Мороков отметил, что стратегия подразумевает привлечение юнцов к обсуждению «детских тем» на всех уровнях власти. Лариса Лазарева обратила внимание на профилактику семейного неблагополучия. При всём изобилии государственных структур, курирующих семью и детей, по её мнению, редко удаётся решить проблему на ранней стадии, до того, как семья опустилась на социальное дно. Здесь, убеждена общественница, могли бы помочь простые человеческие отношения. Где-то соседи услышали крики и плач за стеной, где-то патронатная сестра заметила неладное… Главное — не молчать. В рамках стратегии, кстати, на сайте областного минобразования создаётся электронная база (пока только учащихся) детей, попавших в «зону риска». Информация конфиденциальна, но участвовать в пополнении базы смогут все желающие.

«А прописаны ли в стратегии вопросы воспитания родителей? Допустим, ребёнок наябедничал учителю, что мама шлёпнула его или отец накричал. Что за это родителям будет?» — поинтересовались журналисты. «Семья — сфера интимная», — пояснил Павел Креков. — Не надо впадать в крайности«.

Однако, если дети жалуются на родителей, значит, в семье не всё ладно. Важно, чтобы ребёнка вовремя услышали. Так, в течение 2011 года на единый федеральный номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 поступило 54 тысячи обращений от свердловчан, более 33 тысяч из них — звонки от детей и подростков.

Кстати

Действует «горячая линия» и в аппарате уполномоченного по правам ребёнка Свердловской области. По телефонам (343)375-70-20;(343)375-80-50 или адресу info@svdeti.ru просят сообщать о фактах насилия над детьми и других случаях нарушений прав ребёнка. Как выяснилось, чаще всего люди (обычно соседи) жалуются на то, что дети находятся «в социально опасном положении», то есть остались без родительской опеки.

Мысли по поводу: как наказывать ребёнка?

Пётр СТРАЖНИКОВ, директор Екатеринбургского Театра кукол:
— Воздействовать на ребёнка можно только убеждением. Любые наказания должны быть словесными. Убеждён, что применение физической силы не даёт желаемого педагогического результата, и использовать его бессмысленно.

Георгий АМУСИН, председатель ассоциации психотерапевтов Свердловской области:
— Главное — нельзя наказывать ребёнка физической болью. Лучшее использовать эмоциональную реакцию. 

Детей до среднего школьного возраста следует наказывать, шантажируя родительской любовью, чтобы ребёнок понимал: таким меня не любят, так делать не стоит. Детей постарше эффективнее наказывать сравнением их поведения с малышовым: мол, так поступают лишь маленькие, неразумные, значит ты ещё не повзрослел.

Больше толка от системы поощрений, принятой в семье, тогда и наказания не понадобятся. Ребёнок будет стремиться заслужить только позитивные эмоции.

Игорь ЕРМАКОВ, руководитель Железнодорожного комитета Российского союза ветеранов Афганистана:
— Я воспитываю четверых детей. Старшему сыну 22 года, как и я отслужил в разведке ВДВ. Он не раз говорил мне спасибо за то, что в детстве я не жалел ремня для его воспитания. Зато и вырос серьёзным спортивным парнем, школу не прогуливал, пивком не баловался. Главное — не бить детей с жестокостью, с садизмом. В воспитании не должно быть издевательства.

Андрей ТЕРЯЕВ, военный пенсионер:
—Вырос я в семье военного, отец — участник Великой Отечественной войны, прошёл с боями до Праги. У нас дома была, прямо скажем, военная дисциплина — росло трое пацанов. Конечно, мы хулиганили, не всегда охотно помогали по дому, ленились иногда в учёбе…

Отец за проказы давал нам «наряды вне очереди»: мытьё посуды, уборка снега, наведение порядка и другую работу, при этом лишал удовольствий — мороженого, похода в кино, дворовых игр. Мама никогда этих нарядов не отменяла и на наши просьбы всегда отвечала: «Отец отдал приказ, ему его и отменять!».

Никаких физических наказаний не было никогда. Правда, мама иногда замахивалась на нас полотенцем, но без всякой злобы. В моей семье тоже трое детей, но все дочери — к ним наряды вне очереди не применишь, да и проказ у них было намного меньше. Иногда лишали удовольствий и игр, а в основном вели беседы, выговаривали им за проступки, леность. В любом случае я исключаю из методов воспитания традиционный ремень. Поднимать руку на ребёнка — последнее дело.

Татьяна ТРУБАЧ, одна воспитывает 10-летнюю дочь и трёхлетних девочек-двойняшек:
— У меня вопроса о наказании и не встаёт, есть лишь вопрос о том, как показать, что ребёнок неправ. Основы по воспитанию получены через опыт с первой дочерью. А сейчас дети воспитывают друг друга. Я только наблюдаю и корректирую. К мелким такой подход: если творят что-то не то, тон меняю, сдвигаю брови и говорю строго, что сейчас буду ругаться — становятся шёлковые! А старшая сама понимает, когда я недовольна.

До рукоприкладства не доходит, потому что в моей семье принято решать проблемы разговорами. Недавно старшая фырчала, хамила мне несколько дней. Может, и стоило наказать, но чувствую, не всё так просто. Оказалось, мальчик, который ей нравился, стал дружить с другой — вот и весь секрет непослушания.

Сладкого, прогулок, телевизора, как некоторые, не лишаю, у нас и так всё это оговорено и ограничено по возрасту.

Александр ТЕРЮШКОВ, лучший учитель физкультуры Екатеринбурга:
— Наказывать надо лишением свобод и поощрять за хорошие поступки. Но на тренировках за нарушение дисциплины ребят заставляю делать разные упражнения — приседания или отжимания. И этот приём даёт хорошие результаты, хотя на обычных школьных уроках его не применяю. Нынешние школьники прекрасно знают свои права.

Рубрику подготовили Маргарита ЛИТВИНЕНКО, Ирина ОШУРКОВА, Лариса ХАЙДАРШИНА.

Источник: http://www.oblgazeta.ru