В четверг, 22 марта, президент Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее время правительством будут составлены «дорожные карты» приватизации в российской экономике
Судя по всему, Д. Медведев пробует ускорить приватизацию, которая замерла с прошлого года невзирая на требования президента.
«Правительство составит «дорожные карты» приватизации и регулирования с исполнительными сроками», — цитирует Интерфакс заявление президента по итогам встречи с членами рабочей группы по формированию «Открытого правительства». На встрече обсуждались меры по борьбе с коррупцией. Зашла, естественно, речь о том, что надо избавляться от присутствия государственных служащих в советах директоров частных компаний. Д. Медведев сказал по этому поводу: «Абсолютно это поддерживаю, на 100% без каких-либо обсуждений. Это сделать необходимо».
Однако президент не рассказал, какие же госкомпании в этом году планируется приватизировать. До сих пор всплывала информация лишь о возможной продаже части акций Сбербанка.
Об этом говорили и представители Сбера, и помощник президента Аркадий Дворкович. Он признал, что приватизация Сбербанка и ряда крупных компаний может состояться уже в этом году, хотя подробности планов разглашать не стал.
«Не могу комментировать конкретные сделки, поскольку это чувствительная рыночная информация, — говорил А. Дворкович. — Но наши компании, которые стоят в этом плане, ответственные министерства, а также консультанты внимательно следят за ситуацией, и при благоприятных рыночных условиях эти сделки будут реализованы… Ничто не мешает уже в этом году увидеть некоторое количество крупных сделок».
Аналитики тут же подсчитали, что можно говорить о планах продажи крупных пакетов акций этой осенью, если, конечно, не ухудшится ситуация на фондовом рынке. Пока ценовая конъюнктура благоприятная. К примеру, сразу после выступления Дворковича стало известно, что разгорается борьба за право купить акции Объединенной зерновой компании между потенциальными покупателями.
По первому плану приватизации государство готово было утратить контроль только в «Роснефти» и «РусГидро». До 2015 года от приватизации планировалось выручить 1,8 трлн рублей. Но уже в июне прошлого года президент Дмитрий Медведев на Питерском экономическом форуме поручил правительству расширить список предприятий и увеличить долю, выставляемую на продажу. К августу кабмин передал президенту новый план приватизации. Программу дополнили 21 крупным активом, стало известно, что государство планирует полностью выйти из 13 компаний. В инфраструктурных компаниях государство оставит себе 75% плюс одна акция. Всего планируется получить от приватизации 6 трлн до 2017 года.
Подробности графика продаж не разглашались. Но по ряду косвенных признаков аналитики догадывались, что намеченные темпы продаж не удается соблюдать. И тому было две причины. Первая – состояние рынка не позволяло выручить желаемую сумму. Вторая – менеджеры из бюрократических рядов не спешили расставаться с активами и умело блокировали продажи.
В ноябре прошлого года произошла почти открытая конфронтация между сторонниками и противниками приватизации. Тогда СМИ сообщали, что вице-премьер Игорь Сечин написал председателю правительства Владимиру Путину письмо, в котором доказывал, что акции госкомпаний в рамках приватизации должны продаваться не дешевле цены размещения их ранее состоявшихся IPO. Появлялись даже сведения в печати, что В. Путин наложил на письмо положительную резолюцию.
Сразу выступил по этому поводу Аркадий Дворкович, заявив, что подобные предложения «исходят из желания сохранить административный контроль над компаниями». А в интервью газете «Ведомости» тогда же помощник президента заверил, что приватизация будет осуществляться на основе анализа всех факторов, а не только текущей капитализации.
В спор вступил и глава Сбербанка Герман Греф, который высказался в том роде, что ждать максимально благоприятной конъюнктуры власти не будут. А про письмо И. Сечина Г. Греф сказал просто: «Это может означать, что приватизации не будет в ближайшие много лет». Далее же Г. Греф добавил: «Мы входим в полосу нестабильности на финансовых рынках, и нужно понять цель приватизации… одно, если это институциональная мера, то она не связана с доходами… Если она фискальная… и в таком случае есть целый ряд механизмов приватизации, чтобы фискальную цель соблюсти».
Примерно до 12 марта этого года сохранялась крайняя неопределенность в вопросе того, будет или не состоится на самом деле приватизация в России в том виде, как ее обещают власти уже не первый год. А вот 12 марта у президента прошло знаменательное совещание по экономическим вопросам, по итогам которого Медведев подписал перечень поручений по приватизации. Президент поручил правительству совместно с Центробанком до 1 сентября подготовить предложения по внесению в законодательство изменений, касающихся снижения доли государства до уровня менее 50% в банках с государственным участием.
Кроме того, к тому же сроку должны быть подготовлены предложения по созданию института финансового омбудсмена и Совета финансовой стабильности и предложения по стимулированию безналичных расчетов, а также изменению инвестиционной стратегии размещения средств пенсионных фондов.
Известно, что государство напрямую контролирует два системообразующих банка — ВТБ и «Россельхозбанк». Также известно, что, по плану приватизации, правительство с 2011 по 2013 годы планирует продать 35,5% минус одна акция ВТБ. В 2011 году были приватизированы первые 10% акций из этого пакета, в 2012 году предполагается продать следующие 10%. Государству в настоящее время принадлежит 75,5% акций ВТБ.
«Россельхозбанк» на 100% принадлежит государству. Правительственный план приватизации предусматривает до 2015 года продажу 25% акций РСХБ. Полный выход РФ из его капитала планируется к 2017 году.
Но потенциальным покупателям важно скорее узнать более конкретные сроки и условия продаж. Вот почему в четверг, 22 марта, пресса так настойчиво интересовалась подробностями у президента.
Источник: http://www.km.ru