Специальная программа поддержки моногородов, принятая еще правительством Владимира Путина в разгар кризиса, в ближайшее время будет свернута, после чего многочисленные российские моногорода буду лишены значительной части госсубсидий. В таких условиях, при том, что местные городские и областные власти часто просто не могут контролировать ситуацию, моногорода рискуют остаться предоставленными сами себе. Между тем, в Свердловской области сразу в нескольких моногородах возникли острые социальные проблемы, и срывается подготовка к зиме.

Как известно, на созданную по поручению премьера Путина специальную программу поддержки моногородов в 2010 году потрачено в общей сложности 22,7 млрд руб. по ней главы городов должны были разработать комплексные инвестиционные планы развития (КИП), подразумевавших создание с помощью дотаций и кредитов новых предприятий. Задача финансировать конкретные проекты в рамках КИПов была поставлена Внешэкономбанку.

Но, как пишет «Коммерсант Власть», финансирование программы с 2010 г., когда был пройден пик кризиса, неуклонно снижались. По словам хорошо известного в Свердловской области Юрия Осинцева, бывшего областного вице-премьера и председателя регионального парламента, а ныне замглавы Минрегиона РФ, в прошлом году на программу поддержки моногородов было выделено 1,5 млрд руб., в этом году выделено столько же, хотя раньше средства выделялись и другими министерствами под конкретные программы: Минкомсвязи выделило 200 млн руб. на создание IT-парков. 500 млн выделило Минэнерго, поучаствовал Минпромторг, Минэкономразвития выделил 250 млн и т. д.

Со следующего же года поддержка моногородов в рамках особого комплексного плана прекратится, поскольку будет осуществляться в рамках программы «Региональная политика и федеративные отношения», которая будет действовать до 2020 г. По этой программе субсидии моногородам будут постепенно снижаться с 5 до 1,5 млрд руб. в год.

Отныне, что также существенно осложнит жизнь моногородам – и это касается в том числе и Свердловской области – для того, чтобы получить деньги, моногород должен защитить свой КИП в Минрегионе. Как отмечает издание, причина в том, что Минрегион теперь требует наличия в городе якорного инвестора с объемом вложений до 2 млрд руб., а такого инвестора находят не все. Ко всему прочему, если моногороду выделят-таки деньги, это, конечно же, не будет означать того, что они дойдут до жителей.

Как видим, такие довольно ненадежные меры господдержки, в добавок, урезанной, не могут гарантировать «подъем» моногорода. И хотя по официальным данным, с начала года в 193 моногородах уровень регистрируемой безработицы не превышал среднероссийский показатель 1,6% от численности экономически активного населения, в 142 моногородах средние уровни были превышены, а в 33 случаях превышение составляет два и более раз, что говорит о полной нерешенности проблем моногородов со стороны федеральной власти!

Примером здесь может служить Свердловская область, моногорода которой в условиях практического невмешательства со стороны региональных властей, что особенно характерно для администрации нынешнего губернатора Евгения Куйвашева, испытывают весь набор трудностей: начиная от безработицы, заканчивая неспособностью подготовиться к зиме и наладить систему ЖКХ. Достаточно вспомнить Новоуральск, Краснотурьинск, Верхнюю Синячиху, балансирующие из-за безработицы и проблем на основных предприятиях на грани массовых соцпротестов. Последнее время к ним добавились Дегтярск, Артемовск, Горноуральск и Сосьва, где крайне неудовлетворительными темпами идет подготовка к отопительному сезону. При этом, конечно, местные власти ссылаются на тотальное отсутствие средств на ЖКХ.

Отметим, что в Дегтярские и Горноуральске такая ситуация продолжается уже годы! И областная власть, не говоря уже о городской, мало чем помогла за все прошлое время, не предотвратив, например, в Дегтярске наступление «коммунального коллапса».

Из всего этого можно сделать вывод, что при условии отсутствия эффективной управляемости моногородами муниципальными и областными властями, и при сокращении федеральной господдержки, без которой города зачастую просто не могут выжить, у центра остается только один, очень рискованный и почти нереализуемый путь – ручное управление каждым отдельным проблемным населенным пунктом…

Источник: http://vedomosti-ural.ru