О причинах и последствиях банковской паники в Екатеринбурге – интервью на Znak.com

 

Информационное пространство Екатеринбурга взорвалось: форумы, соцсети и личные чаты полны слухов о предстоящем отзыве лицензий у региональных банков. Сообщения с предупреждением приходят от знакомых, родных, друзей, известных блогеров, бизнесменов и политиков. По несколько штук в час. При этом растет и число банков, которые, по версии собеседников, скоро (а то и прямо завтра) «точно будут закрыты». Если вчера вечером назывались два-три претендента из числа уральских банков, сейчас география стремительно расширилась. В «черных списках» фигурируют известные и крупнейшие российские банки. В итоге к вечеру у банкоматов стали выстраиваться очереди встревоженных клиентов. О том, насколько серьёзна сложившаяся ситуация, Znak.com спросил у заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина.

 

— Евгений Геннадьевич, вы знаете каждый банк в области, знакомы со всеми местными банкирами и владеете информацией, которой нет у рядовых клиентов. Есть ли какие-то основания для подобных слухов?

— Я думаю, что есть повод. Даже несколько поводов. Во-первых, борьба Банка России с сомнительными операциями в банковском секторе. Во-вторых, тот факт, что следствием этой борьбы стал отзыв лицензии у Банка24.ру. Поэтому в Свердловской области и Екатеринбурге поднялась такая волна слухов. У нас с банковской системой всё отлично, и слухи в основном вызваны нервной реакцией клиентов на отзыв лицензии у Банка24.ру.

 

— Перед отзывом лицензии у Банка24.ру тоже было много слухов, и они, к сожалению, оправдались.   

— Действительно, такие слухи ходили давно. Сначала, что отзовут лицензию завтра, потом — что послезавтра, через неделю. Думаю, источник этих слухов  был внутри банка, была какая-то утечка. Но хотелось бы обратить внимание на то, что когда мы говорим о Банке24.ру, то речь идёт о неких прошлых «грехах» банка. Сейчас же курсируют слухи об отзыве лицензий чуть ли не у половины банков Свердловской области. На мой взгляд, это просто желание некоторых людей половить рыбку в мутной воде либо просто паника.

 

Надо добавить, что сейчас ЦБ в основном отзывает лицензии из-за участия банков в сомнительных операциях. Поэтому не в пользу банков трактуются сообщения на официальном сайте ЦБ о штрафах, накладываемых на банки за неправильную реализацию закона 115-ФЗ, и зачастую на основании этой информации клиенты делают выводы о проблемах банка.  Но тут надо понимать, что штрафы накладываются в основном за технические нарушения. За технические нарушения теперь, слава Богу, лицензию не отзывают. А вот когда ЦБ видит большой поток сомнительных операций в банках, то как раз в этом случае он не штрафует, он отзывает лицензию.

 

Для любителей слухов скажу так, что лицензии отзываются по решению Совета директоров Банка России. Поверьте, что ни один из членов Совета директоров Банка России не запустит в Интернете информацию о том, что они отозвали лицензию, потому что эти люди несут не такую ответственность, как те ребята, которые, сидя за компьютером, набивают посты.

 

— Вам сегодняшняя ситуация не напоминает 2008 год, когда упала «Северная казна», были проблемы у Банка24.ру и т.д.?

 

— Я думаю, что это стандартная реакция на любой стресс в банковской системе, особенно местной. Это напоминает и 2008 год, это и напоминает недавнюю ситуацию в Челябинской области, когда почти одновременно лишились лицензии «Ураллига» и еще один федеральный банк, крупный филиал которого работал в Челябинске. Тогда клиенты стали выносить «Челиндбанк». И только решение АСВ  о том, что он выступит банком-агентом по выплате страхового возмещения, помогло эту панику сбить.  Хочу отметить, что паника очень локальна – она наблюдается только в Екатеринбурге.

 

— Каждый раз в такой ситуации банки пытаются найти распространителей слухов. Удалось понять мотивы этих людей?

 

— Я думаю, что мотив, собственно, один – есть достаточное количество людей, обиженных на определённый банк. Понятно, что они, как только видят, что на банк началась атака, тут же к ней подключаются. В этот раз тоже кто-то явно хотел возникновения проблем. Если вспомним, утром были посты про то, что в офисах и банкоматах очереди и денег не хватает. Это было не так. И тем не менее мы видим, как эта информация воздействует на читателей и клиентов банков.

— Отзывал ли ЦБ раньше лицензии у региональных банков-лидеров, сопоставимых по размеру с ведущими уральскими банками? 

 

— Надо признать, что  случаи отзыва лицензий у достаточно крупных банков были (правда, эти банки меньше, чем наши ведущие банки). Тот же Инвестбанк, который был и в Свердловской области достаточно широко представлен. Но ЦБ очень взвешенно подходит к отзыву лицензии. Отзыв лицензии – не самоцель Банка России. Это крайняя мера воздействия. Отзыв лицензии не происходит неожиданно для акционеров и руководства банка. Банк России составляет и для руководства банка, и для акционеров план по устранению тех недостатков, которые он видит в банке. Мы не берем случаи, когда  покупается небольшой банк для проведения сомнительных операций, причем на короткий срок. Мы говорим о крупных банках, где адекватные акционеры, адекватное руководство. ЦБ всегда говорит, что топ-менеджеры делают не так. Наши банки, и руководство и акционеры, абсолютно адекватные. Это известые люди, не какой-то господин Урин, который дерется на улице. Я не думаю, что владельцам наших крупных уральских банков безразлична их  репутация в домашнем регионе, на Урале, где у них расположен бизнес.

 

— Причиной отзыва лицензии могут стать еще и экономические проблемы в банке.

 

— Если мы говорим о проблемах, возникающих в деятельности банка, не связанных с отмыванием, а это, как правило, проблемы с кредитным портфелем или с ликвидностью, то, во-первых, ЦБ видит эту проблему задолго до критической фазы и подталкивает руководство банка к её решению. Отзыв лицензии в этом случае — достаточно длительная процедура, и, если это происходит, то, как правило, банк находится в достаточно плохом состоянии. Я все же думаю, что основную нервирующую составляющую вносит борьба ЦБ с сомнительными операциями. Наши ведущие региональные банки серьезно отнеслись к этому вопросу еще в прошлом году, когда Центральный банк объявил о намерении бороться с такими операциями. И надо понимать, что люди, которые занимаются сомнительными операциями, сейчас теряют этот бизнес. А это серьёзные деньги. Ну и понятно, что они пытаются сделать так, чтобы остановить ЦБ, его руководство. Поэтому на форумах так много очернительных комментариев  в отношении главы ЦБ. Часть их от добросовестных бизнесменов, которые потеряли в банке свои деньги, часть от тех, кто занимался незаконными операциями,  и они сейчас создают некий негативный общественный фон в целях давления на регулятора — вот Банк России действует неправильно, нельзя так действовать.

— Слухи повредят конкретным банкам или всей банковской системе?

 

— Безусловно, если слухи вызовут сильную волну паники, она захлестнет несколько банков. В любом случае они достаточно неприятны для всей банковской системы. Потому что падает доверие вкладчиков ко всем банкам. Поэтому, безусловно, всем, кто принимает активное участие в обсуждении проблем банков, надо стараться держать себя в рамках, понимая, что если будут проблемы у банков, то начнутся проблемы и у бизнеса, и у частных лиц, и у государства. Многие, к сожалению этого не понимают либо относятся очень легко к этой проблеме.

 

Я думаю, что волна слухов, безусловно, будет купирована. Основная проблема при возникновении паники – это набег вкладчиков, отток вкладов, снижение ликвидности. Собственно, мы все это наблюдали в 2008 году. Но есть и отличия – в 2008 году Банк России не имел широкой системы рефинансирования банков, её пришлось создавать буквально по ходу кризиса ликвидности. А сегодня ЦБ имеет много инструментов для предоставления ликвидности банкам,  каждый банк может ими воспользоваться для получения дополнительной ликвидности, и  паника достаточно быстро будет погашена.

Оксана Луткова

Фото — Дарья Козинова

Источник: www.znak.com